Лето - время открытий!

Олимпиады по русскому языку

Олимпиада по русскому языку. 4 класс

1. Отгадайте загадку. Определите, сколько раз в ней встречается звук «с».
     
     Через поле и лесок
     Подается голосок.
     Он бежит по проводам:
     Скажешь здесь, а слышно там.

2. Вставьте в слова пропущенные буквы. Спишите слова, распределив их в три столбика по орфограммам.

Сл..дит, зага…ка, ут..щил, затр..щали, ре..ька, овра…ки, зап..сались, бесе..ка, прелес…ный, извес…ный, зв…нок, чу…ство.

3. Замените слова синонимами, состоящими из четырех букв.

приятель-_________________                      
сложение-___________
противник-_______________                       бояка(пугливый)-_______________
солдат-__________________                        
красный-_________________
темнота-________________                          
шагать-__________________ .

4. Расставьте над словами цифры в порядке усиления значения данных слов.

Средний, большой, громадный, гигантский, маленький.
Смеяться, хихикать, хохотать, улыбаться, усмехнуться.
Шёпот, шум, крик, грохот, треск, гул, звук.
Шагать, бежать, ползти, ехать, мчаться, нестись.

5. Разгадайте шараду (загадку, в которой загаданное слово делится на части – отдельные слова).

Первое – нота, второе – игра, целое встретилось у столяра.

6. Найдите к каждому фразеологизму его объяснение (соедините линиями).
А) очень старательно что-либо охранять)      
Б) появляться быстро и в большем количестве   
В) чувствовать себя легко и непринужденно) 
Г) беспокоиться, испытывать тревогу                        

а) сидеть как на иголках
б) как рыба в воде
в) беречь как зеницу ока 
г) как грибы после дождя.

7. Скажите, какие сказки являются литературными (авторскими), а какие – народными.
А) «Репка»
Б) «Золотой ключик или Приключения Буратино»
В) «Царевна-лягушка»
Г) «Малыш и Карлсон»
Д) «Кощей Бессмертный».

8. В каких сказках не действуют волшебные силы, а их героями являются простые люди – крестьянин, наемный работник, солдат? Обведи букву с правильным ответом.
А) Волшебные сказки.   Б) Бытовые сказки.     В) Сказки о животных.    

9. Возьмите из слова БОТАНИКА по несколько букв и запишите новые слова, которые имеют следующие значения:
тонкая скрученная пряжа - ……………………….
стеклянный сосуд - ……………………………….
дикая свинья- ………………………………………
музыкальный знак -………………………………...
крупное учреждение, где хранят деньги - ……………………… .

10. Добавьте к словам:
бег, мост, лист – суффикс
вёз, свет, мороз – окончания –у, -ы
ход, лёг, верь – приставку.

11. Подберите синонимы (слова близкие по значению) к словам:
Вкусно - ………………….
Быстро - ………………….
Ярко - …………………….
Нежный - …………………
Теплый - …………………

12. Какое русское слово одновременно обозначает:
Скамью и магазин - ……………………
Овощ и старинное оружие - ………………..
Покой и вселенную - ………………………..

13. Объясните смысл выражений:
После дождичка в четверг - …………………..
Витать в облаках -……………………………….
На седьмом небе -………………………… .

14. Догадайтесь, какой русский писатель иногда подписывал свои произведения псевдонимом Нами Волырк? Выберите правильный ответ.
А) Денис Иванович Фонвизин 
Б) Александр Сергеевич Грибоедов   
В) Иван Андреевич Крылов  
Г) Николай Васильевич Гоголь
  
15. Укажите главных героев произведений писателей.

А) М.Пришвин                           Дети
Б) Е.Чарушин                           Животные
В) В.Драгунский                       Природа




Олимпиада по русскому языку №1

1. Перед вами слова в «звуковом костюмчике». Напишите для каждого слова звуковую «одежду»:
[к ит], [р эпка], [йама], [пайут], [з орна].
2. Замените одну согласную другой так, чтобы получились новые слова.
Корж, бурка, палка, губы, свет, лесок, ногти, клин, орёл.
3. От данных слов образуй однокоренные слова.
Соль, лень.
4. Продолжите и запишите предложения, подчеркните главные члены предложения.
Поплыл мой кораблик …..
Зимою ходим мы …. лес.
Хороший подарок ….

5. Поделите текст на предложения, спишите.
Ночь светлячок горит в траве как он хорош
6. Поставьте знаки препинания, спишите. Подчеркните побудительное предложение.
Встретили Новый год Надя сними игрушки с ёлки и положи их в коробку снимай осторожно иголки осыпаться не будут эта ёлка будет нас радовать каждый год
7. Запишите словосочетания, выбрав правильный предлог.
Вышел (из,с) комнаты, вытащил (из,с) воды, выпал (из,с)  гнезда, шёл (из,с)  школы, слетел (из,с) дуба.
8. Подбери антонимы
Робкий –
Глубокий –
Громкий –
Тёмный –
9. Составь словосочетания с данными словами.
Село¢,се¢ло, ве¢сти, вести¢.
10. Запишите рядом со словами количество букв, звуков и слогов.

Аллея, коньки, поёт



Олимпиада по русскому языку №2

1. Сколько раз в предложении встречается звук [п].
На поляне стоял дуб в два обхвата. ________________________
2. В каких словах встречается звук [й]. Подчеркни.
Золотая, объявление, осенью, водой.
3. Сколько звуков в каждом слове.
Семь _________ букв, ________ звуков.
Лейка _______букв, _________ звуков.
Поёт _______ букв, _________звуков.
Юла _______ букв, _________звуков.
4. Запиши:
Три названия животных с мягким знаком в конце.____________________________
Три названия месяцев с мягким знаком в конце._____________________________
5. Заполни «лесенку».
Жи __
Жи__ __
Жи __ __ __
Жи __ __ __ __
6. Замени слово близким по значению.
Приятель - ______________.       Работа - ______________.
Солдат - ________________.       Шагать - _______________.
7. «Почини» пословицы.
У семи нянек                                      кулаками не машут.
После драки                                      дитя без глазу.
8. Разгадай шарады.
·        Первое – нота, второе – тоже.
А целое на боб похоже. ________________________
·        Первое  - предлог, второе – летний дом,
А целое порой решается с трудом. ______________________________
·        Начало – голос птицы, конец – на дне пруда.
А целое в музее найдёте без труда. _____________________________



Олимпиада  по русскому языку №3

1. Запишите 3 словарных слова из трёх слогов. Подчеркните гласные.     (2б)
2. Напишите  названия животных, которые  «спрятались» в данных словах, в алфавитном порядке.        (4б)
Побелка, палисадник, посёлок, укротитель,  заслонка.
3. Выпишите слова, в которых все согласные звуки мягкие.       (2б)
Жить, пища, Сеня, тишь, ничей, дети.
4. Отгадайте названия птиц, которые соответствуют схемам. Напишите эти слова, разделив чёрточкой для переноса.   (3б)
_ _ _ _ _ _ й
_ _ _ _ ж
_ _ _ _ _ а
_ _ _ ч
5. Поставьте в словах  ударение.      (3б)
Столяр, ворота, цепочка, поняла, звонит, красивее.
6. Выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв.   (3б)
Мышь, яма, семья, веер, поздняя, юла
7. Спишите предложение, замените выделенное слово близким по значению с разделительным  ь.   (1б)
Многие птицы делают гнёзда из веток.
8. Найдите ошибки в письме Миши из оздоровительного лагеря. Исправьте их и запишите правильно.      (3б)
Здесь чудный лук, и я лижу. Здесь красивый лез, длинный сверкающий прут. На днях я нашёл в лесу грусть и очень был доволен.

Олимпиада по русскому языку №4 

1. Перед вами транскрипция (фонетическая запись) нескольких предложений. Жирным шрифтом выделены ударные звуки. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.

[   пашол   й а    в   л’ эс   на  й’олку   вл’эс   с’ижу   на   й’эл’и    штоп   волк’и   н’и   сй’эл’и]

2. Запишите русские пословицы, близкие по значению данным китайским:
Обсуждать надо часто – решать однажды. ______________________________
Кто слишком спешит – позже справляется с делом. ______________________
Трудно схватить двух угрей двумя руками. _____________________________
Когда стоит ясная погода, готовь зонт. _________________________________

3. Как правильно сказать?  Нужное  подчеркните.
Надеть оба туфля,   надеть  обе  туфли,  одеть  оба  туфля,  одеть  обе  туфли.

4. Дополните фразеологизмы недостающими словами:
Медвежья  _______________________________
Зарубить на _____________________________________
Работать  спустя _________________________________
Как   снег   на ___________________________________
Яблоку  негде   __________________________________

5. Установите, каким  современным словам  соответствуют  устаревшие

Очи                             Говорит
Чело                            Губы
Ланиты                       Глаза
Уста                            Лоб
Перст                          Парикмахер
Брань                          Палец
Глаголет                     Битва
Льзя                            Видный
Зрачный                     Щёки
Брадобрей                  Можно

6. Переставив буквы в словах, образуйте новые слова:
Логика – иголка
Ракета - ____________________
Каприз - ____________________
Мольба - ____________________
Каратист - ___________________

7. Вставьте  пропущенные  буквы там, где нужно
Ужас…ное    зрелище,   корыс…ные   цели,   вкус…ный   обед,  опас…ная  дорога,   редкос…ная  коллекция,  соглас…ный   звук.

8. Замените  словосочетания  одним  словом  с двойными  согласными.
Игра на льду с шайбой - __________________________
Рисунки  в журнале  или  книге - ________________________
Помещение в школе - _________________________________
Спортивный  бег - ___________________________________
Обучение  животных - ________________________________

9. Напишите, какие  слова «спрятались»  в данных  словах.
Китай,  пылесос,  овраг,  страна,  борт, картина,  пирог.

10. Вставь пропущенную безударную гласную, рядом запиши проверочное слово.
Зап…вать  в  хоре - __________________________
Зап…вать   молоком - ________________________
Ув…дать   издали - __________________________
Ув…дать  без  влаги - ________________________

Олимпиада по русскому языку № 5

1. Перед вами транскрипция (фонетическая запись) нескольких предложений. Жирным шрифтом выделены ударные звуки. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.

[   пашол   й а    в   л’ эс   на  й’олку   вл’эс   с’ижу   на   й’эл’и    штоп   волк’и   н’и   сй’эл’и]

2. Запишите русские пословицы, близкие по значению данным китайским:
Обсуждать надо часто – решать однажды. ______________________________
__________________________________________________________________
Кто слишком спешит – позже справляется с делом. ______________________
__________________________________________________________________
Трудно схватить двух угрей двумя руками. _____________________________
__________________________________________________________________
Когда стоит ясная погода, готовь зонт. _________________________________
__________________________________________________________________

3. Как правильно сказать?  Нужное  подчеркните.
Надеть оба туфля,   надеть  обе  туфли,  одеть  оба  туфля,  одеть  обе  туфли.

4. Дополните фразеологизмы недостающими словами:
Медвежья  _______________________________
Зарубить на _____________________________________
Работать  спустя _________________________________
Как   снег   на ___________________________________
Яблоку  негде   __________________________________

5. Установите, каким  современным словам  соответствуют  устаревшие

Очи                             Говорит
Чело                            Губы
Ланиты                       Глаза
Уста                            Лоб
Перст                          Парикмахер
Брань                          Палец
Глаголет                     Битва
Льзя                            Видный
Зрачный                     Щёки
Брадобрей                  Можно

6. Переставив буквы в словах, образуйте новые слова:
Логика – иголка
Ракета - ____________________
Каприз - ____________________
Мольба - ____________________
Каратист - ___________________

7. Вставьте  пропущенные  буквы там, где нужно
Ужас…ное    зрелище,   корыс…ные   цели,   вкус…ный   обед,  опас…ная  дорога,   редкос…ная  коллекция,  соглас…ный   звук.

8. Замените  словосочетания  одним  словом  с двойными  согласными.
Игра на льду с шайбой - __________________________
Рисунки  в журнале  или  книге - ________________________
Помещение в школе - _________________________________
Спортивный  бег - ___________________________________
Обучение  животных - ________________________________

9. Напишите, какие  слова «спрятались»  в данных  словах.
Китай,  пылесос,  овраг,  страна,  борт, картина,  пирог.

10. Вставь пропущенную безударную гласную, рядом запиши проверочное слово.
Зап…вать  в  хоре - __________________________
Зап…вать   молоком - ________________________
Ув…дать   издали - __________________________

Ув…дать  без  влаги - ________________________

Олимпиада по русскому языку № 6

1. Какое слово не происходит от слова «СЛОН»? Подчеркните это слово.
Слониха, слоновий, слоненок, прислонился, слоник.

2. Древнее слово лоп означало широкий плоский лист, от него образовались название растения лопух, и слово лопоухий — человек с большими ушами. А как называется садовый инструмент, название которого происходит от этого слова?       _______________.

3. Скажи ласково:
а)      рука —
б)      кошка —
в)      подбородок —
г)       глаз —
д)      шкаф —
е)       лестница —

4. Добавь одну букву в начале .слова, чтобы получились новые слова.
Дача, порт, клад, рис. ________________________________________________
___________________________________________________________________

5. Образуй из слов первого столбика слова, которыми называют людей. Запиши их во второй столбик.

Какой?                   Кто?
храбрый                  _______________________
веселый                   _______________________
хитрый                    _______________________
крепкий                  _______________________

6. Выпиши слово, соответствующее схеме:
приставка, корень, нулевое окончание.
а)      Бегемот               г) Поливка
б)      Радостный         д) Переписка
в)      Заезд
_________________________

7. Выпиши из каждого ряда по одному слову с непроизносимой согласной в корне.
Мяч, меч, мачта, матч, мечта, мучить.  ________________________
Толстяк, тостик, тростник, тесть, тесто.  ______________________

8. Выпиши лишнее слово:
Дом, избушка, хата, квартира;   _________________________
Дети, ребята, детвора, малыши.  ________________________


9. Вставь пропущенные гласные так, чтобы получились словарные слова.
Квртр, сгдн, врбй, блрсскй, джрнй, крндш.

10. Выпиши из шуточного текста однокоренные слова:
Вы кто такие?
Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто?
А я ваша тетка — гусеница.
___________________________________________________________________

11. Найди общее начало для слов:
тина,
тошка,
та,
ман,
тон.             _______________

12. Сколько звуков [ш] в стихотворении:
Пешком шагали мышки
По узенькой дорожке
От деревушки Пешки
До деревушки Ложки.
_____________

13. Замени фразеологический оборот одним словом:
а) в час по чайной ложке     ________________________________
б) надуть губы   _______________________________
в) намозолить глаза     ______________________________

14. Как называются жители этих стран?
а) Франция -  __________________
б) Япония - _____________________
в) Россия - _____________________
г) Испания - _____________________
д) Англия - _____________________
е) Дания- _____________________
ж) Норвегия   - _____________________    
з) Индия - _____________________

15. Авиа  по-гречески означает «воздух». Подбери слова, произошедшие от этого корня.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Олимпиада по русскому языку №7

1. Замените данные устойчивые выражения словами или словосочетаниями, сходными по значению (например, сложить голову - погибнуть).
Развесить уши - _______________________
Пускать пыль в глаза - __________________
Рвать на себе волосы - _________________ 

2. Прочитайте тексты, вставьте слова, противоположные по смыслу выделенным словам (например, друг - враг). Не забывайте, что это стихи.
Я сегодня не помню, что было  ___________,
По утрам забываю свои _________________,
В белый день забываю огни,
По  _________ забываю дни. (А.А. Блок) 

3. Из букв каждой пары или тройки слов составьте название блюда или название фруктов:
Риф + ель + кадки = фрикадельки
Ель + сад + рак = ________________________
Рис + кепи = ____________________________ 
Рыба + соки = ___________________________
Нива + реки = ___________________________

4. По данному началу допишите пословицы.
Правой рукой строит… _____________________________________
Ученье – свет… ___________________________________________
Кто хочет много знать… ____________________________________
Корень ученья горек… ______________________________________

5. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - слова или фразы разного смысла, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.
Логика - иголка
Ракета - ___________________
Каприз - ___________________
Мольба - ___________________
Каратист - __________________

6. Из букв каждой пары слов составьте название животного:
Лик + рок = _________________
Поле + дар = ________________
Шаль + до = _________________
Лов + буй = __________________ 

7. Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А. Догадайтесь, какие это слова, и вставьте их в текст:
_____________ выпал жаркий-жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
________________ пропал у пони,
________________ вянут на газоне,
А мартышка не страдает - 
________________ уплетает.


Олимпиада по русскому языку № 8

1. «Расшифруйте» слова:
по2л ___________________
с3 _____________________ 
ви3на __________________
1очество________________

2. Из букв каждой тройки слов составьте название гриба:
Диво + пони + сок = ______________________
Воз + бедро + пике = _____________________
Хор + ум + ом = _________________________
Лён + ас + ком = ________________________

3. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
_____________________________________________________________________
Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.
_____________________________________________________________________

4. Замени устойчивые сочетания слов, одним словом. 
Кот наплакал- __________________
Бить баклуши- __________________
Спустя рукава- __________________
Зарубить на носу- ________________

5. Какие слова так произносятся? 
[ Г Р У С’ Т’] ______________
[ Л’ Э С’ Т’] ______________

6. Составь слово, если в нем:              
Корень – из слова моряк 
Окончание – из слова зимний 
Приставка – из слова прилететь 
Суффикс – из слова русский.  ___________________

7. Расставь ударение в словах.

Торты, сливовый, звонишь, алфавит, свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.


Олимпиада по русскому языку № 9

1. В каких словах количество букв и звуков совпадает?
Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.

2. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Поставьте слова в множественное число:
Человек –  _____________________
Лист (бумаги) - ____________________
Лист (дерева) - ___________________
Зуб (волка) – ________________________
Зуб (пилы) - _________________________


4. Вставь буквы и поставь ударение.

Алф...вит, др...мота, кр...пива, щ...вель, кр...сивее, р...мень, к...л...метр, к...мбайнёр.

5. В каждом ряду найди лишнее понятие и подчеркни его.
Василий, Федор, Иван, Петров, Семен;
молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша; 
дождь, снег, осадки, иней, град;
футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

6. Прочитай "заколдованное" слово и вычеркни в нем "лишний" слог.
Сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки.

7. Назови предметы, которые могут сочетать два названных признака.
Яркий - желтый ___________________________
Прозрачный - голубой _______________________
8. Замени выражения одним словом-действием.
Клевать носом____________________
Зарубить на носу__________________ 
Чесать языки______________________
Выходить из себя____________________
Дать стрекача______________________
Бить баклуши _______________________
Ломать голову________________________

9. Вставь на место пропусков  предлоги.
Я ___ утра ___ лесу гуляю,
___ росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю ___ березку и ___ мох,
___ малину, ежевику,
___ ежа и ___ ежиху,
___ которой ___ ежат
Все иголочки дрожат.

10. Как написать одинаковые по звучанию слова?  
Вилка однажды споткнулась (о) крошку,
Падая, стукнулась вилка (об) ложку.
Ложка, взлетев, угодила в (о) крошку,
Брызги на книжную сели (об) ложку.

11. Среди этих букв спрятались имена собственные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их.
И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я
__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Олимпиада по русскому языку № 10
1. У каких слов нет формы единственного числа?
Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы

2. Составь пословицы:
дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Вставь пропущенные буквы и проверочные слова.
прим...рять друзей  -  _________________________
зал...зать раны - ________________________
разв...вается флаг - _______________________
отв...рить дверь - _______________________
зап...вать в хоре - _____________________
ув...дать издали - ______________________

4. Объясните значение слова «язык» в каждой фразе:
Больно прикусил язык. _____________________________________
Язык до Киева доведёт. ____________________________________
Разведчики взяли языка. ___________________________________
Без языка и колокол нем. ___________________________________
Прикуси язычок! ___________________________________________
Язык под чесночным соусом. ________________________________

5."Загадки-шутки"
·        Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.___________
·        Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.___________________
·        Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.________________
·        Его проглатывают, когда человек очень молчалив, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет__________________

6.Подбери синонимы:
страж - _____________
грядущее - ________________
кладезь -  _____________
врата - _____________

7. К словам-признакам  подбери слова-предметы с шипящими на конце.
красивая  __________
острый   __________
чёрный  __________
золотая  __________
колючий  __________
ночная __________

8. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.
Поди, туда - не знаю куда,_____________________________________________
Скоро сказка сказывается,_____________________________________________
Это всё присказка,___________________________________________________

9. Пройдите по лесенке и впишите в клеточки слова, обозначающие предметы:
Щ __ 
Щ __ __
Щ __ __ __
Щ __ __ __ __
Щ __ __ __ __ __



Комментариев нет:

Отправить комментарий